Paris Day & Night

В видео можно влючить субтитры, мы там написали названия снятых достопримечательностей sub

Plus
Share
Pin

Change the language of the article:fren

О создании ролика Paris Day & Night

Эта статья про всё самое сложное и интересное, с чем мы сталкивались при съёмках нашего ролика про Париж. Если вам любопытно, что осталось за кадром, и у вас есть какие–то вопросы о процессе создания этой работы, присаживайтесь поудобнее, мы постараемся всё рассказать.

Кто-то из вас, возможно, не знаком с техникой создания подобных видео и не знает, что такое таймлапс и гиперлапс, поэтому для начала расскажем немного из теории.

Таймлапс – это покадровая съемка самопроизвольных событий через одинаковый интервал времени. В городской среде это может быть движение неба и облаков, транспортный и человеческий трафик, рассветы и закаты и т.д.

Гиперлапс – это такой подвид таймлапсов, при которых камера двигается по определенной траектории, при этом в кадре даже может ничего не происходить, но получается эффект, что камера летит или совершает облет вокруг главного объекта.

tit
В ролях:
съемка и монтаж
Константин Коновалов
Ирина Неустроева

музыка и саунд дизайн
Фаб Мартини

помощь в монтаже
Сергей Акимов

line по вопросам сотрудничества обращайтесь на email:
email

Все таймлапсы и гиперлапсы снимаются как последовательность фотографий. На камере или на внешнем пульте задается интервал, через который камера будет делать снимки. Если таймлапс статичный, то после того, как выбран интересный вид, камеру надо зафиксировать на штативе и ждать, когда она отснимет нужное количество кадров через заданный интервал времени. В гиперлапсах оператор передвигает камеру на определенные (чаще всего одинаковые) расстояния, выбирая объект для привязки, вокруг которого камера будет совершать полёт.

После первой успешной тестовой съемки Эйфелевой башни мы на пару недель углубились в планирование ролика. Нам нужно было четко определиться, что мы хотим показать зрителю. Кажется, что Париж настолько известный город, что все его достопримечательности уже знакомы по книгам, фильмам и рассказам. Но всё же есть места, обделённые вниманием, и мы постарались не забыть о них на фоне самых известных символов Парижа. В нашем списке было около 95 ключевых точек: фонтаны, обелиски, скульптуры, монументы, часы, вокзалы, мосты, музеи, парки, сады, бульвары, площади, а также входы в метро и необычные памятники. Это был собственноручно составленный путеводитель. Все эти объекты и делают Париж таким, какой он есть. У нас не было задачи обойти и отснять все эти места. Надо было начать, а дальше действовать на основе отснятого материала.

Закат солнца. В этот момент мы снимали движение теней, которые запустили в обратной последовательности, чтобы создать ощущение восхода солнца (0:09)

Нашим режиссером был сам город. Он часто диктовал нам, что и как снимать.

Во время съёмок таймлапсов и гиперлапсов не надо готовить локацию и декорации, так как их уже создал город, но из–за этого большое влияние имеет эффект случайности.

Например, мы шли по саду Тюильри и увидели, как начинали собирать колесо обозрения к рождественской ярмарке – это было увлекательное зрелище. Рабочие собирали огромное колесо как конструктор – и делали это очень быстро. Также мы случайно наткнулись на художников, разрисовывавших стену заброшенного дома, но потом мы узнали, что они делают это регулярно – каждое воскресенье.

В общей сложности мы снимали каждый день от одного до десяти маленьких эпизодов по 2–4 секунды. Всего на съемки этого ролика ушло около 40 дней, но время в таймлапсе измеряется иначе. Все съемки велись в самом Париже, а всего мы провели там три месяца (с октября по январь). Помимо съемок таймлапсов мы также занимались и другими проектами.

Все сцены мы снимали на камеру Canon 60D с объективами TOKINA 11–16mm f/2.8, TAMRON 17–50mm f/2.8, HELIOS 44M–4 и SIGMA 70–300mm f/4 – f/5.6

При съемке таймлапсов также очень помогает альтернативная прошивка Magic Lantern для Canon. После ее установки камера приобретает ряд дополнительных функций. Одна из них – возможность установки на камере интервала между кадрами для съемки таймлапса. С этой задачей также справляется внешний пульт. Также через альтернативную прошивку мы настраивали дополнительный цифровой зум для точного прицела камеры в нужную точку. С собой у нас всегда были штатив и мини–тележка, про последнюю мы ещё расскажем.

К списку оборудования хотелось бы также добавить верного помощника в виде айфона с приложением Sunfollower, которое для любой точки в городе прогнозировало позицию солнца на заданное время. Таким образом нам не приходилось выжидать нужного освещения на месте. Мы заранее знали, во сколько нужный нам объект будет правильно освещён.

Ах да, сама по себе погода была вторым нашим режиссером и помогала городу. Порой съёмку приходилось отменять из–за сильного холода или дождя. Но таких ситуаций было очень мало, и в целом погода в Париже была отличная. Удивительно, что ноябрь был холоднее декабря, и нам приходилось надевать две пары перчаток, чтобы не мерзнуть во время съёмок. А в декабре наступила настоящая весна без снега и дождя.

Гиперлапсы вместо дрона
Снимать гиперлапсы можно разными способами. Для этого существует множество оборудования для стабилизации изображения, главная цель которого – упростить сложный процесс покадровой съёмки. Но этот ролик, включая полёты над городом, мы снимали классическим способом без дополнительных гаджетов.

Съемка сцен в Ля Дефанс – деловом районе Парижа (0:51)


Чтобы снять кадр длиной в 3 секунды с парящей камерой, словно с коптера над Парижем, нужно сделать 72 кадра и где–то 10 раз сказать “excuse me” и “excusez–moi”. Всё дело в том, что для таких пролётов мы использовали смотровые площадки Нотр–Дама, Эйфелевой башни, Триумфальной арки и других мест, откуда открывается чудесный вид на город. Если вы уже знакомы с техникой съёмки гиперлапсов, для вас не будет секретом, что для того, чтобы снять красивый кадр с подвижной камерой вам нужно найти объект съёмки и прямую траекторию, опираясь на которую вы сможете контролировать плавность движения камеры. Это может быть равномерная уличная плитка или ровный поручень. На смотровых площадках всегда есть ограждения и обычно они представляют из себя прямые поручни, по которым можно перемещать камеру. Но главной помехой при съемках были не технические вопросы, а люди, которые массово оккупируют все поручни на смотровых площадках. Поэтому для аккуратной съемки со смещением камеры нам приходилось сотни раз извиняться и просить на минутку отойти от поручня. В одиночку это делать очень сложно, хотя кадры с Нотр–Дама были сняты одним человеком. Но обычно мы снимали вдвоём: один снимает и полностью погружен в процесс, а второй общается с туристами, объясняя для чего нам нужен будет доступ к конкретному поручню через 30 секунд. При этом время играло роль главного и очень капризного актера. При съемке таймлапс роликов требуется делать кадры через равные промежутки времени, чтобы движение объектов (например, облаков) происходило плавно. Поэтому просто подождать, пока кто-то отойдёт, было нельзя.

Время было важно и в глобальном смысле. Листья начинали опадать к декабрю и деревья становились голыми, а на красивых улицах появлялись палатки рождественских ярмарок, которые стали попадать в кадр своей задней неприглядной стороной, да и в целом закрывать нужный вид. Это внесло свои корректировки в концепцию, и при монтаже пришлось отодвигать сцены с густыми зелеными кронами деревьев и с голыми ветвями друг от друга. В некоторых случаях перекрашивали зеленые листья в желтоватые на постпродакшене.

Смотровые площадки на Нотер-Даме и Эйфелевой башне


Круглый забор
Сцены, снятые с крыш – это не главная часть ролика, но принцип съёмки с прямых поручней мы применяли много раз.

То и дело Париж предлагал нам использовать его витиеватые заборчики и ограждения. Например, на площади Побед стоит один из памятников, который мы обязательно хотели снять – памятник королю Людовику XIV, известному как “король–солнце”. Сама площадь обладает необыкновенной геометрией – она идеально круглая, и даже фасады образующих её домов скруглены по её контуру. Сам памятник в центре площади также окружен идеально круглым забором с торчащими на одинаковом расстоянии шипами, на которых удобно фиксировать камеру. Так и хочется взять такой забор, напоминающий гигантский круглый слайдер, с собой и ставить вокруг других живописных достопримечательностей.

Круглая Площадь Побед (снимок Apple Maps) и кадр, снятый на этой площади (2:12)

Камера на колесиках и линолеум
Уже в начале съёмок мы поняли, что нам нужен инструмент, который заменил бы слайдер. Чтобы найти что–то подобное, мы отправились в фотомагазины. Интересно, что в Париже все фотомагазины собрались в одном месте на бульваре Filles du Calvaire. Здесь можно найти всё – от салонов производителей фотокамер до перекупщиков старой фотооптики. В одном из магазинов нам приглянулась мини–тележка для камеры, в которой мы сразу увидели большой потенциал.

С помощью этой тележки можно передвигать камеру по ровным поверхностям, просто её катить и немного прицеливаться центром кадра на объект съёмки. Можно было снимать планы прямо с земли. Но это не было универсальным решением, так как не всегда попадаются хорошие ровные поверхности. У нас была задача плавно двигать камеру на этой тележке, но невозможно её двигать плавно, если вы перемещаетесь по брусчатке или просто по каменной плитке. Поэтому мы подумали как улучшить технологию такой съемки на любых поверхностях. Мы отправились в Леруа Мерлен за линолеумом. Может, это покажется странным, но решение купить линолеум было самым важным за всё время этого проекта. Мы стелили кусок линолеума и катили камеру по нему. Когда линолеум заканчивался, то наготове был второй кусок, на который заезжала камера, что позволяло переложить первый кусок вперед, не прерывая съёмку. Таким образом, получился бесконечный слайдер. Можно, конечно, просто воспользоваться обычным слайдером для камеры. Но он не так удобен, потому что для перемещения камеры на большое расстояние вам нужен длинный металлический слайдер. А с ним перемещаться по городу гораздо сложнее – это не линолеум, который можно закинуть в рюкзак, и лезть на Эйфелеву башню.


Съемка со штатива
Кроме мини–тележки и волшебного линолеума мы использовали и обычный штатив. Выбор метода крепления камеры при съёмке зависит не только от того, чем удобнее снимать, но и от задачи. Когда мы катим камеру по поверхности на колесиках, перемещения не настолько ощутимые, как при движении камеры на штативе. Чтобы снять сцену со штатива, в идеале нужно перемещать камеру ровно по подготовленной, равномерно размеченной траектории на земле. Для такой привязки подходит, например, тротуарная плитка. Также важно фиксировать сам фотоаппарат так, чтобы центральная точка кадра всегда была нацелена на объект пиксель в пиксель. Любые неточности во время съемки приводят к усложнению последующей стабилизации изображения при монтаже.

К экрану нашей камеры уже почти навсегда прикреплен прозрачный скотч, на котором нанесён “прицел”, который представляет из себя просто точку, нарисованную маркером. Перед каждым кадром камеру надо прицеливать так, чтобы точка, выбранная на объекте съёмки, совпадала с отмеченной точкой на камере. Мы давно привыкли к такому методу совмещения изображения. На экран камеры всегда можно наклеить прозрачную пленку или скотч, а потом тонким маркером делать отметки на самом экране без страха испортить камеру.

Съемка входа в метро с линолиума и получившийся кадр из ролика (3:48)

Три сцены движения: туннель, улица, река
Ролик разделен не только на дневной и ночной Париж. В нём содержатся так называемые подглавы, объединенные общей логикой. Также есть 3 сцены с движением сквозь город на машине, на лодке и на метро. Эти сцены отличаются от остальных другой динамикой и принципами съемки.  Чтобы снять вид из первого вагона поезда в метро, ничего сложного делать не нужно, поскольку в Париже на нескольких линиях уже нет машинистов. Поезда ездят автоматически и управляются компьютером. У них нет кабины, любой может подойти к окну первого или последнего вагона и вглядываться в свет в конце тоннеля. Мы просто закрепили камеру на окне и она сама всё сняла.

Чтобы снять водную сцену, нам пришлось оккупировать часть передней палубы парохода и просто кататься по Сене. Правда, из–за сильной качки на воде большую работу нужно было проделать уже при обработке отснятого материала.

Самым сложным движением сквозь город стал проезд автомобиля по извилистому Монмартру. Для съемок этой сцены нужно было закрепить камеру на себе и идти по дороге шаг за шагом, очень точно прицеливаясь через экран камеры. После нескольких экспериментов мы придумали оптимальное крепление штатива на человеке, при котором камера фиксируется в одном положении при движении шаг за шагом. И при этом можно было снимать по кадру раз в 5 секунд, не тратя время на перемещение камеры на штативе. Эту сцену можно было снять и по–другому – с помощью дополнительного оборудования, но оно осталось в Москве. Так что мы придумывали решение из подручных материалов.


Постпродакшн и стабилизация
Почти каждый день вечером мы ставили на автоматическую черновую сборку весь отснятый за день материал. Таким образом, мы примерно накидывали таймлайн проекта, чтобы лучше понять, каких реперных точек нам не хватает для общей картины. Это помогало утром выбрать те места, куда нужно заехать и что доснять.

В итоге черновой монтаж составил где–то 11 минут материала, который требовал уже более вдумчивого анализа и качественной стабилизации изображения, чем мы уже занялись уже в Москве.

Съемка с палубы теплохода (2:29)


Кстати про стабилизацию. Возможно, многие читатели, не увлекающиеся видеопроизводством, не совсем поняли, про какую стабилизацию мы уже несколько раз упомянули. Дело в том, что недостаточно сделать несколько десятков снимков, перемещая камеру на равные промежутки в пространстве, чтобы получить красивую плавную картинку. Съёмка – это лишь половина дела. Вторая половина – это процесс обработки полученных снимков и объединение их в плавное видео. Для этого нужно с помощью программного обеспечения (в нашем случае это Adobe After Effects и Mocha Pro) повернуть и сдвинуть каждый снимок не несколько пикселей, чтобы он идеально сошелся с соседним. Спасибо технологиям, которые помогают нам экономить время и в большинстве случаев стабилизируют видео в полуавтоматическом режиме. Но, конечно, некоторые сцены приходилось выравнивать вручную кадр за кадром. Такая стабилизация может занимать много времени. В этом ролике есть сцены, которые мы выравнивали по нескольку дней.

Важно понимать, что чем аккуратнее вы снимете материал, тем проще потом его стабилизировать и создавать из набора фотографий прекрасную живую картинку.

Вернемся к монтажу. Когда все сцены подготовлены и стабилизированы, их нужно собрать в единый фильм с конкретной логикой. Материала было действительно много и выкидывание лишних сцен – не самое приятное занятие. Из 11 минут нам нужно было получить около 5 задуманных, а это значило, что придется избавиться от половины материала. Первыми вылетели сцены с проблемами в стабилизации, где картинка была недостаточно чистой (по сравнению с другими кадрами). Затем мы стали собирать в один ролик оставшийся материал, уменьшая длительность сцен или выкидывая совсем невнятные моменты. В любом творческом процессе самое сложное – это отказаться от части уже готового материала за которым, конечно, стоит серьёзный труд. Но мы проделали эту нелёгкую работу, после чего позвали помочь с формированием финального монтажа профессионального монтажёра Сергея Акимова. Он за несколько дней перебрал материал и отбраковал еще несколько сцен. Выбрасывать их у нас рука не поднималась, поскольку съёмка этих кадров далась нам нелегко. Но свежий взгляд всегда способен вдохнуть в проект новую жизнь. Сергей внес ряд правок в монтаж там, где по нашему мнению что–то не клеилось.

Всего мы отсняли порядка 1 терабайта материала в RAW формате, который затем бережно превратили в этот мини–фильм о Париже.

Снимок экрана Adobe After Effects во время ручной стабилизации сцены со Статуей Свободы (0:29)


Музыка
Написанием музыки и звуков удаленно занимался звукорежиссер Фаб Мартини [fabmartini.com] из Италии. Мы просили Фаба написать музыку с парижским духом и разбавить ее тишиной и звуками со съёмок. Сначала мы думали, что весь ролик можно озвучить только звуками и шумами города, возможно, добавить немного музыки для фона, так как часто музыкальное сопровождение перебивает весь видеоряд. Но вскоре остановились на преобладании музыкального оформления над шумовым. Музыку мы с Фабом начали обсуждать еще во время съёмок. За время работы над проектом он написал несколько мелодий, нам несколько раз приходилось принимать решение о выборе другой музыкальной концепции и музыкальный процесс начинался заново. После одной из итераций мы сели за пересборку монтажа, потому что мелодия вдохновила нас вернуть в таймлайн несколько ранее отбракованных сцен. Быстрее всего мы нашли ночную музыкальную тему: примерно такой она и представлялась во время съёмок. Весь монтаж происходит так, что при переходе в ночь ритм визуального ряда ускоряется и музыка передаёт эти ощущения. Она сплетает в себе как современный динамичный ритм, так и отголоски звуков парижской гармошки. Потом мы долго работали над дневной композицией. Вся работа велась во время реализации других проектов. Наши с Фабом письма часто начинались со строк “Sorry for delay”, но с каждой новой версией мелодия все больше и больше подходила к ролику, пока мы вдруг не осознали, что ролик готов.

Оставалось лишь почистить кадры от птичек. Да, от птиц – они часто летали перед камерой во время съёмок, что при соединении всех кадров превращалось в раздражающее мелькание наподобие пыли на старой кинопленке.

Большое спасибо, Фаб, большое спасибо, Сергей, за помощь в создании этого ролика!

Про Париж
Нам до сих пор кажется, что Париж как-будто специально создан для съёмки фильмов. В этом городе все здания как на подбор. Это город-музей. Мы так и не поняли, зачем люди стоят в длинных очередях в Лувр, если можно просто гулять и разглядывать архитектуру и геометрию города. В Лувр мы сходили только на 85 день нашей жизни в Париже. Конечно, интересно увидеть искусно слепленную подушку под телом девушки-юноши. Но Мона Лиза чарует уже не своим взглядом, а двумя объявлениями по бокам: “Осторожно, карманники”. Центр Парижа в основном малоэтажный. Для туристов есть много смотровых площадок, с которых можно преспокойно снимать.

В Париже отличная сеть городского велопроката Velib и велополос, соединяющих все районы города, много велопарковок, налаженное движение велосипедного транспорта, низкая скорость машин, дружелюбие водителей автомобилей. Всё это помогало быстро передвигаться по городу и получать удовольствие от каждой живописной улочки.


И футбольные фанаты с виду могут показаться агрессивными, но, на самом деле, они просто сильно радуются за свою команду. Заметили вспышки света, осветившие дом рядом с Мулен Руж в одной из сцен ролика? Эту историю хочется рассказать отдельно. В один из вечеров мы пошли с линолеумом и камерой на колёсиках снимать Мулен Руж. Посчитали, за сколько секунд мельница делает четверть оборота для того, чтобы определиться с выдержкой кадра, и начали снимать. Но во время съемки неожиданно появилась толпа людей арабской внешности с фаерами. Что–то нам подсказывало, что нужно срочно уходить. Было совершенно непонятно, чего они хотят. Но мы продолжали съёмку, потому что выходило хорошо и оставлять такой кадр недоснятым было жалко. Один из парней подошел к нам и спросил что мы делаем и зачем постелили линолеум на вентиляционной шахте. Мы ему всё объяснили, после чего он сразу пожелал хороших съемок. И всех окрикнул остальных ребят, которых было немало, попросив нам не мешать. И действительно, мы продолжили снимать, а они продолжили веселиться. Так мы поделили площадь пополам. Причиной их веселья был забитый мяч в ворота украинской сборной их соотечественником на парижском стадионе Стад де Франс.

Веселье футбольных фанатов на площади Бланш во время съемки сцены с Мулен Руж (3:27)

В Париже очень характерное метро. Метро со своими узкими переходами, движением и витиеватыми входами архитектора Гимара сразу вошло в наш план съёмки. Домой мы в основном добирались уже на метро, так как жили на возвышенности на Монмартре и крутить педали в гору не всегда хватало сил.

Прямо в Париже нам пришла идея распутать запутанную схему Парижского метро. Сначала мы обнаружили скрытую кольцевую линию, которая соединяет все ветки метро наподобие кольцевой линии в Московском метро, но состоит из двух линий и на официальной схеме они не имеют никакой выделенной характерной формы. С тех пор мы стали работать над своим вариантом схемы, который тестируем на всех знакомых, кто едет в Париж. Сейчас мы собрали набор отзывов и готовим обновленный вариант с учетом замечаний. Для этого проекта даже зарегистрировали сайт metromap.fr, на котором планируем анонсировать финальный вариант схемы.

В Париже добрая полиция и свобода съёмки в метро. За все время съёмок, а снимали мы порой очень долго, крутясь в одном месте в странных позах, полицейские подошли к нам всего пару раз. Один раз был в метро. Мы тогда снимали на станции, положив на платформу кусок линолеума и полуприсев, прицеливались все время, не отводя взгляда от экрана камеры и передвигали ее на маленькие расстояния. Полицейские просто поинтересовались, что мы делаем, им было интересно, что такое подложено под камеру. Естественно, они нам пожелали хороших съёмок.

Один из экземпляров нашей версии схемы парижского метро

Paris

Как и многих, Париж очаровал нас с первого взгляда, даже несмотря на то, что первый наш взгляд сначала был в аэропорту, а потом на Северном вокзале. Париж контрастный, но от этого очень интересный город.

Париж стал не только нашим режиссером, но и главным актёром этого фильма.
line

Подписывайтесь на нашу группу в facebook, если вам интересно следить за нашими проектами. Мы будем рады, если вы поделитесь нашим фильмом о Париже со своими друзьями.

Plus
Share
Pin

Панорама Парижа с Триумфальной арки во время съемки сцены с закатом солнца (3:09)




Добавить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Seo Packages