Праксиноскоп — оптический прибор для создания первых мультфильмов был запатентован в 1877 году французским родоначальником анимации Эмилем Рейно. Он соединил в себе вращательный барабан зоотропа и усовершенственную зеркальную систему фенакистископа. А через 15 лет на основе праксиноскопа Рейно создал оптический театр и смог продемонстрировать публике ожившие картинки, так называемые светящиеся пантомимы.
Недавно мы купили праксиноскоп и сделали анимацию своего логотипа. Процесс создания и результат мы засняли на видео.
Существует два основных типа праксиноскопа:
1. зеркала перпендикулярны поверхности;
2. зеркала находятся под наклоном, как в нашем примере.
Первый вариант праксиноскопа представляет из себя цилиндр без верхней крышки. Ряд картинок (обычно от 8 изображений) наклеен на внутреннюю поверхность цилиндра. В центре цилиндра размещена зеркальная призма. Внутренний радиус призмы равен половине радиусу цилиндра. Число сторон призмы равно числу картинок для анимации. Таким образом, при вращении цилиндра картинки, отраженные в зеркале, оживают, возникает анимационный эффект плавного движения.
Мы разработали анимацию для второго варианта праксиноскопа. Сначала подготовили 10 сменяющихся кадров нашего логотипа (на рисунке ниже приведена обратная последовательность кадров).
В чем особенность праксиноскопа?
Кинопленка во время проецирования через кинопроектор не проматывается постоянно, а останавливается на 1/48 секунды для того чтобы во время просвета пленки изображение в кадре было четким. Но человеческий глаз может воспринимать только 24 кадра в секунду и поэтому не видит подмены кадров и перемотки пленки, перед ним встает целостная картина анимации или фильма.
Основная особенность праксиноскопа в том, что за счет зеркала кадры подменяют друг друга без перемотки, а как бы захлестывая предыдущий кадр. Такого эффекта можно добиться, если рисовать анимацию на страницах блокнота или тетради, а потом быстро листать (флипбук).
Последующий кадр ложится поверх предыдущего. Мы приблизили и замедлили видео для того чтобы стало понятно.
Этот эффект достигается за счет того, что радиус барабана с зеркалом должен быть в два раза меньше расстояния от цента вращения до изображений. То есть расстояние от зеркала до изображения равно радиусу зеркального барабана. А это значит, что мы видим мнимое изображение кадров анимации и это мнимое изображение как раз находится на оси вращения праксиноскопа. Оно может незначительно искажаться и деформироваться в зависимости от угла зрения, но оно будет на оси вращения до тех пор пока праксиноскоп не провернется на 36°, в этот момент перед нами появится другая грань зеркального барабана, отражающая другой кадр.
Праксиноскоп является хорошим примером поисков изобретателями методов подмены кадров для создания эффекта движения на экране. Тауматроп, фенакистископ, зоотроп… Все эти приборы основаны на зрительных иллюзиях. Некоторое время глаз сохраняет световое изображение предмета и после того как перестает смотреть на него.
На рисунке вы видите зоотроп — прибор с другим методом подстановки кадров, который больше похож на кинопроектор. Человек через щели в барабане видел отдельные кадры анимации как вспышки. Щели вращались и подменяли друг друга. На каждую щель приходится один кадр нарисованый на противоположеной части зоотропа. Этот эффект называется персистенция.
После изобретения зоотропа и праксиноскпока (1877 год) и началась эра кинематографа (1878 год).
В заключении статьи мы хотим показать вам замечательный клип основанный на эффекте праксиноскопа с использвонаием stop-motion анимции. И между прочим в скором времени мы опять опубликуем новую подборку лучших stop-motion роликов со всего мира. Следите за нами в facebook, подписывайтесь на нас в twitter, vkontakte и даже в google+